Прошел Государственный совет по вопросам повышения роли педагога и наставника
Были подведены итоги Года педагога и наставника. Речь шла о привлечении внимания всего общества к сложному и ответственному труду педагогов и наставников, которые отдают свои знания и опыт молодому поколению. Их труд во многом определяет отношение молодых людей к своим профессиональным обязанностям, коллегам, соратникам, сослуживцам, к своей Родине. Для повышения престижа педагога и наставника готовятся поправки в соответствующие законы, которые повышают их статус, включая моральные и материальные условия их работы и престижа в обществе.
Роль учителя и наставника в России всегда была высокой. Все педагоги и даже домашние учителя вплоть до 1917 года приравнивались к чинам гражданской службы по известной «Табели о рангах», введенной Петром I. Говоря современным языком педагоги были государственными служащими, что давало им право на пенсию, фиксированный отпуск, они имели довольно высокий заработок. Педагоги и наставники пользовались большим уважением со стороны и детей, и взрослых. К 1915 году в центральных губерниях 90 процентов детей в возрасте 8-10 лет обучалось в детских школах и гимназиях. Через 10 лет это была бы страна фактически полностью грамотных людей.
В СССР учителя и наставники также имели высокий престиж. Образование было полностью бесплатным. Зарплата учителя превышала среднюю по стране. Нагрузка не была чрезмерной, работали курсы повышения квалификации, отчетность учителей школ была минимальной. Но при этом была и вторая, и даже третья смена в школах, а число учеников в классах доходило до 30. Поощрялось классное руководство, были оценки для учеников и по поведению, и по прилежанию, что помимо авторитета учителя позволяло создавать хорошую творческую атмосферу в классах и дисциплинировало учеников. В стране существовала единая система оплаты труда учителя.
Наставничество было распространено не только в школах, но и на предприятиях, практически во всех отраслях экономики и социальной сферы. На предприятиях для выпускников профессионально-технических училищ сразу закреплялся наставник, который помогал осваивать не только профессиональные навыки, но и углублял понимание прав и обязанностей, учил соблюдать технологическую и производственную дисциплину. Определенную роль в этом отношении играли комсомольские, партийные и профсоюзные организации. Лучшие наставники отмечались денежным премиями, почетными знаками и грамотами.
В настоящее время вопросы наставничества приобретают все больше внимания. В 2020 году было образовано и зарегистрировано Всероссийское движение наставников детей и молодежи «Наставники России». В ближайшем будущем предложено утвердить День наставника.
Но имеется и немало проблем в сфере образования и наставничества. Финансирование школ сегодня идет из региональных бюджетов. Более 70 субъектов РФ имеют бюджеты с дефицитом. Берут даже займы в коммерческих банках, чтобы платить учителям, врачам. Образование – это не задача регионов. Это задача государства. Школы, зарплату учителей надо финансировать из федерального бюджета – отдельной строкой. Чтобы у Правительства была ответственность за качество образования, за зарплату учителей, поощрение наставников, за то, чтобы больше мужчин пришли в школу, за то, чтобы быстро ликвидировать вторую и третью смены, за то, чтобы в школах были хорошие спортивные залы, современные читальные залы с компьютерами. Чтобы в городах и селах было много бесплатных домов творчества, юных техников, молодежных клубов по интересам.
А то ведь, что получается –, передали ответственность за качество образования регионам и «вызывают на ковер» губернаторов. А у него и «дырявое» ЖКХ, и больницы, и дороги, и т.д. Образование – ответственность центра, не регионов.
Опыт, повторяем, не надо забывать. В России в 1913 г. было более 100 тысяч начальных школ, где дети обучались с 8 до 12 лет. (Сейчас насчитывается 40 тысяч общеобразовательных школ, а в 2005 г. число школ составляло 63 тысячи – на четверть «оптимизировали» при близкой численности школьников) – вот и увеличение уплотняемости классов и рост нагрузки на учителей. Похожая «оптимизация» проходит и для вузов.
У нас сегодня продолжаются в основном традиции советской школы – единый подход к разным детям. Способным скучно учиться с более слабыми. А слабые травят «ботаников».
Целесообразно после начальных классов разводить способных, целеустремленных, которые потом пойдут в вузы и далее, от более слабых в интеллектуальном отношении, которые могут в будущем стать хорошими квалифицированными специалистами рабочих профессий.
У нас сейчас вузы переполнены – более 4 млн студентов. Половина потом работает не по специальности и мучается – ни для себя, ни для общества нет пользы. А вот с квалифицированными рабочими беда.
В 2005 г. рабочим профессиям обучалось 1,5 млн человек, сегодня – в три раза меньше. И как развивать промышленность и делать качественную технику? Отдали финансирование профессиональных училищ регионам со скудными бюджетами и почти в два раза «оптимизировали» число профессиональных училищ.
Федеральный центр и крупные компании должны возрождать и финансировать профучилища. Наладится дело – можно передать регионам.
Педагоги, наставники, хорошая школа – основа развития экономики. Они развивают у детей и молодёжи логику, мышление, компетенции, профессиональные навыки. А они основываются на изучении фактов, конкретных материалов, причинно-следственных связей. Возвращаемся к политике и безопасности страны. Молодой человек с обрывочными сведениями, не привыкший к логике и оценке событий, легко внушаем, им легко манипулировать и его действиями управлять. Так что, хорошая школа – это фундамент сильной экономики и надежной безопасности страны. Для этой цели ЛДПР разработала и реализует партийный проект «ЛДПР- школа».