В России День работников налоговых органов отмечается 21 ноября
Часто возникает вопрос, а какова налоговая нагрузка у нас в стране? Простой расчет: вначале платится НДС по ставке 20 процентов с выручки, затем отчисления в пенсионные и социальные фонды, Фонд обязательного медицинского страхования. А потом уже с зарплаты каждый платит подоходный налог по ставке 13 процентов, а те, у кого доход за год более 5 миллионов рублей, платят по ставке 15 процентов. В итоге получаем налоговую нагрузку – 44 процента. Это высокая нагрузка, поэтому до сих пор немало компаний, которые стараются уйти от налогов с помощью разных методов и схем.
Например, многие работодатели заинтересованы в привлечении мигрантов. Ответ простой – труд мигрантов выгоден, так как не надо платить часть налогов.
Финансовые операции у нас не облагаются налогом на добавленную стоимость, то есть финансовый бизнес и многочисленные малые предприятия вокруг крупных организаций освобождены от НДС. И эти крупные организации значительную часть выручки могут направлять на финансовый или малый бизнес. Неудивительно, что крупные компании по продаже бытовой техники, автомобилей получают очень малую прибыль от основной деятельности, а создают вокруг себя «компанийки» различными продажами в кредит, сервисными гарантиями, финансовыми и дистрибутивными малыми предприятиями как центрами прибыли. В результате существенная часть НДС не зачисляется в бюджет. И такого рода схем, особенно, при возврате НДС, большое количество. Работники налоговых органов выполняют чисто конкретную работу в рамках Налогового кодекса и принятой экономической политики. Но к изучению вопроса всегда полезно подходить с более широких позиций, заглядывая также и в историю.
Каковы, например, наиболее характерные особенности налоговой и бюджетной политики в России в начале 20-го века. Активно в ту пору строились железные дороги, которые и по сей день служат. Более 20% от всех расходов бюджета шло на строительство дорог. Более четверти дохода бюджета давали налоги на алкоголь. Хотя алкоголя потребляли в шесть раз меньше, чем во Франции. Мы сегодня всё безуспешно обсуждаем государственную монополию на алкоголь. Мимо бюджета идут десятки миллиардов рублей. Тысячи человек умирают ежегодно от фальсифицированного алкоголя, а сколько получают болезни? Неужели трудно взять за образец то положительное, что было в налоговой и бюджетной политике России, когда она показывала высокие темпы роста экономики. Заняла бы и первое место в мире, если не революции и перестройки. До 20% расходов бюджета шло на культуру и образование. При обсуждении в Госдуме налоговой и бюджетной политики полезно вспоминать и применять свой собственный отечественный опыт
Вновь пример из нашей истории. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона первым русским экономистом был назван Иван Тихонович Посошков. Он жил и работал во времена Петра I. Его произведение «Книга о скудости и богатстве» было предназначено для русского царя с целью подъема экономики страны. Многое в этой книге, включая предложения по налоговой системе, не потеряло актуальности и сегодня.
Россия, к сожалению, часто не живет своим умом. То коммунизм с его братством, равенством и всеобщей собственностью строим по подсказке Европы, К. Маркса и его продолжателей. Теперь вдохновились монетаристской теорией Фридмана, по которой денежное обращение регулирует всю экономику. Главное здесь – фискальные налоги и «зажим» всех расходов бюджета. Налоги побольше, чтобы наполнить бюджет, а расходы бюджета поменьше, чтобы не было инфляции. Помните, как в 1992 г. ударили налогом на добавленную стоимость по промышленности, сельскому хозяйству. До сих пор этот вредительский налог и его высокая ставка прессуют развитие нашей экономики, особенно, обрабатывающих отраслей. Там выше трудоемкость производства по сравнению с добывающими отраслями, т.е. больше добавленная стоимость – оплата труда плюс прибыль. Поэтому НДС придавливает развитие машиностроения, легкой и пищевой промышленности и благоприятствует добывающей промышленности. Тем более что подавляющая часть продукции добывающей промышленности идет на экспорт, а при экспорте НДС возвращается «производителям» нефти, газа, леса, золота, металла.
Налог на добавленную стоимость придумали французы в 1954 г. Он распространился в европейских странах. Но там почти нет добывающей промышленности, поэтому экономика не делает перекоса в эту сторону. У американцев нет НДС, там действует налог с продаж, более понятный и легче контролируемый налог. Но налоги списаны с европейских, где другая экономика и другой уровень развития обрабатывающих производств по сравнению с нашей страной.
Система налогов должна соответствовать достигнутому уровню, структуре экономики и, главным образом, целям развития. Если поставлена задача более быстрого роста экономики, избавления от сырьевой ориентации, то под эти задачи надо настроить налоговую систему. А именно – снизить ставки или вообще заменить НДС на налог с продаж, уменьшить ставку налога на прибыль для машиностроения, легкой и пищевой промышленности, существенно повысить экспортные пошлины на сырье и обнулить их для готовой продукции. Сейчас же, напротив, обнуляются импортные пошлины на ввоз в страну машин и оборудования, которые, якобы, не могут производиться в России.
Поставленные цели далеко не всегда стыкуются с налоговой системой и другими инструментами экономической политики, например, с укреплением рубля по отношению к доллару, евро, юаню, что тормозит экспорт готовой продукции из России. Денежное обращение и сделки купли-продажи – это десять процентов от тех вопросов, которыми должны заниматься экономисты – управленцы.
Почти все люди, увы, – жадные по природе, особенно, когда был бедным, а в одночасье стал богатым. Злость, накопленная в бедности, ужесточается при богатстве. Но на то и государство, чтобы с помощью налоговой системы прививать гражданам нормальные этические правила, необходимые для построения не конфликтного, а здорового общества.
Налоговая система должна соответствовать пяти основным характеристикам, это: экономическая эффективность, справедливость, простота, гибкость и политическая ответственность. Проверьте действующую у нас налоговую систему на соответствие этим критериям. Мало она им соответствует. Особенно – в части справедливости.
Справедливость – не уравниловка и не благотворительность, чтобы поощрять паразитизм. Справедливость применительно к налогам обуславливается следующим. Чем выше уровень дохода, тем ниже предельная полезность каждого дополнительного доллара или рубля. Если государство стремится обеспечить одинаковое снижение полезности в результате уплаты налогов для бедных и богатых членов общества, налогообложение доходов последних должно осуществляться по более высоким ставкам.
Вот так, никакого коммунизма и теории трудовой стоимости, а исключительно теория предельной полезности, которая лежит в основе экономической политики, включая налоговую.
Следующий критерий, которому должна соответствовать налоговая система – это политическая ответственность. Он прост: государство может проводить эффективную налоговую политику только в условиях политической стабильности и доверия общества к его действиям. Когда нет доверия к действиям парламента и Правительства, то нет и хорошей системы налогов, нет и эффективной экономики. Но это теперь не про нас, а в отношении США и Европы, где быстро нарастают кризисные явления.
Вернемся к первому русскому экономисту И.Т. Посошкову. Его произведение «Книга о скудности и богатстве» – это образец, как сейчас мы скажем, системного подхода к экономическому развитию страны. Поставлены конкретные цели: как преодолеть бедность в России и умножить ее богатство. Для того, чтобы эти цели достигнуть, надо многое изменить в экономическом устройстве.
Характерно, что богатство по Посошкову начинается не с денег, а с производства материальных благ, развития промышленности и сельского хозяйства. Когда созданы условия – налоговые, бюджетные, правовые, административные для развития отечественного производства, – тогда и деньги будут, и богатство придет. Посошков отвергал принцип «сбора казны» любой ценой, иначе налоговая система будет препятствием для обогащения как государства, так и его подданных. Для создания правильной налоговой системы Посошков предлагал два основных принципа. Первый: «Паче собрания налогов надлежит людей от разорения соблюдати, то оное собрание и скоро, и прочно будет». Второй – нужно, чтобы все платили налоги, налоги сохранялись, не было укрывательства от налогов, «аще бо охранении где не будет, трудно туту собирателю собирати».
Вместо подушного и подворового налога он предложил поземельный налог, который бы реализовал частнособственнические стимулы к труду. Для этого нужна земельная перепись, по-современному земельный кадастр, который работал до 1917 г. и возобновлён в настоящее время.
Таможенный тариф, предложенный Посошковым, должен содействовать росту российской промышленности. Россия должна вывозить не сырье и полуфабрикаты (тогда – это мед, смола, кожа, лен, зерно), а готовую продукцию. Но вопреки этому предложению таможенный тариф 1724 г. установил на эти товары низкие вывозные пошлины. Посошков считал недопустимым, что «иноземцы, приехав со своими безделками, нашим материальным товарам цену устанавливают низкую, а своим – цену двойную, а то и выше».
Политическую ответственность при создании налоговой системы Посошков понимал так. Он призывал царя к диалогу с народом через его представителей. Ради «истинной правды» следует учитывать мнения представителей разных сословий, поскольку «всяк рану свою в себе лучше чует».
Первому русскому экономисту также принадлежит идея о том, что прочность государственной власти, ее способность проводить решения в интересах всех граждан, определяется не только политической, но и материальной силой.
Залогом является мощное государственное хозяйство, по-современному – государственный сектор экономики. Иначе, руководитель страны, – заложник крупных частных компаний.
Как видим, полезно и необходимо возвращаться к отечественному опыту, отечественным мыслителям.
Богатство страны определяется экономическими идеями, которые учитывают свою историю, опыт других стран, но не сводятся к простому копированию, а соответствуют целям создания эффективной, конкурентоспособной экономики. Не раз ЛДПР давала свои предложения по совершенствованию налоговой системы в стране, но сдвигов пока нет. Половина работников налоговых органов трудится над НДС и его возвратом, распутывает разные финансовые схемы, предназначенные для ухода от налогов, а нужно упростить налоговую систему, заменив НДС на налог с продаж, и сделать её более справедливой и эффективной, применяя прогрессивную шкалу налогообложения для снижения чрезмерной разницы в доходах граждан и увеличения поступлений в федеральный и региональные бюджеты.
Сидоров М.Н.