В Госдуме скоро пройдет правительственный час «О национальном докладе о реализации государственной политики в сфере образования»
В последние годы в сфере образования происходит много положительных явлений. Больше внимания уделяется истории, математике, физике. С 2023 года для старшеклассников ввели начальную военную подготовку, которая была отменена в 1993 году. Пацифисты тогда думали, что Россию оставят в покое. А ведь достаточно было оглянуться на предыдущие столетия, чтобы понять неизбежные происки всех наших недругов, которые мечтали и мечтают покорить Россию, ее народ и ресурсы. В том же 1993 году был отменен такой предмет, как астрономия. Ввели его только в 2017 году. Вот так нарушали традиции перовой космической державы. Сегодня положение реально выправляется, но еще немало надо сделать для того, чтобы российская система образования вновь стала лучшей в мире.
Положительные сдвиги есть, но на математических олимпиадах наши школьники занимают часто далеко не первые места. Математика – царица наук. Отставание здесь – это возможное отставание завтра в создании принципиально новых технологий, новых методов управления. Ни самолеты, ни ракеты не были бы созданы без математики. Та самая «цифровая экономика» создается на основе серьезной математики. И она, эта «цифровая экономика», не висит в воздухе, а должна опираться на создание новых машин, приборов, оборудования для всех «материальных» отраслей экономики. Цифра без тела мертва.
Значит, не только в шахматы в школах надо начинать играть, а математикой больше заниматься, поощрять и учителей, и школьников, которые увлекаются математикой. Это же самый сложный предмет и в школе, и в вузе. А, к сожалению, немалому числу молодых людей напрягаться не хочется – лучше сидеть в играх, смотреть шоу и «чатиться» в интернете. Пустота заполняется развлекаловкой. Сегодня это проходит, но не так быстро, как требует сегодняшняя ситуация, да и завтрашняя тоже.
Посмотрите на оценки по математике тех, кто идет в экономические, юридические и прочие гуманитарные вузы, на управленческие факультеты – тройки обычно по математике. Значит, мозги у них плохо построены, эмоции преобладают, а не рациональное мышление. В мировой конкурентной борьбе можно не преуспеть, если молодежь не будет получать математического образования. Учитель побеждает в войне, т.к. настоящее образование – это и новая военная техника, и патриотизм. Рыночная экономика – это вечная борьба за выживание, и побеждают здесь физики, а не лирики.
В школу только в 2017 году вернули астрономию. Но ведь кому-то из чиновников от образования пришло в голову исключить астрономию из школы. А ведь это не просто ошибка, это сознательный подрыв у молодежи интереса к космосу. Те, кто могли стать Королёвыми и Гагариными, нередко идут в финансовую деятельность, торговлю. Не пробудили у них интереса к космосу, а ведь там не только победа в военных столкновениях, но и понимание того, что Земля хрупкая, и чтобы жить, детям и внукам ее надо охранять.
Обязательно в школе должны быть уроки по политологии, глубокое изучение истории, но не со смакованием всяких «ГУЛАГов», а с пониманием причин исторических событий. Оплевывать прошлое – это значит убивать будущее, воспитывать таким образом правовой нигилизм и непонимание места и роли своей страны в мире.
Ведь вся эта «болонская система образования», от которой постепенно отказываемся, рассчитана на упрощение, на воспитание приказчиков, исполнителей-потребителей, а не творцов и созидателей. Поменьше уроков, поменьше дисциплин, игра в угадайки вместо логики, поменьше лекций, побольше самостоятельной работы. Вот и сидят школьники и студенты в интернете и с 3-4 сайтов делают свои «самостоятельные работы».
Слепое копирование, подражательство – так сильную и привлекательную страну не сделаешь. А политически неразвитая молодежь с отрицательным отношением к прошлому и настоящему своей страны легко попадает под влияние более идеологически и экономически сильных государств. Потому проблема суверенитета важна не только для экономики, но и для системы образования.
Идеологическая цель на ближайшие годы должна быть такой – «создать лучшую в мире систему образования». Лучшая в мире система образования – вот что сделает нашу страну более конкурентоспособной и привлекательной.
Российская система образования, начиная с петровских времён, всегда считалась одной из лучших в мире. Достаточно вспомнить имена Ломоносова, Менделеева, Сикорского, Ползунова, Калашникова, Королева, Келдыша и многих других, чтобы испытывать гордость, а не унижение за российскую науку и образование.
Молодёжи надо быть бдительными, уметь отделять очернителей нашей истории, от тех, кто старается объективно оценить её "плюсы" и "минусы". Плюсов больше, т.к. страна более 1000 лет развивалась и крепла, несмотря на войны, революции, смуты.
И "революцию" 1990-х годов, которая принесла экономические потери больше, чем война 1941-1945 гг., страна лечит и исправляет для лучшего будущего молодёжи.
Но немало ещё и среди чиновников, и деятелей образования проповедников "идеологии индивидуального образования, вариативности". Каждому своя программа обучения и всякого рода варианты учебных программ. Разделить людей, начиная с детства, на "индивидуальные особи", развить эгоистические начала и тем самым создавать социальное напряжение в обществе.
И всё это подаётся в наукообразной упаковке, которая льстит каждому школьнику и студенту. Культивирование неоправданных амбиций, требований высокой оплаты труда без соответствующих навыков, опыта. Эти психологические бациллы запущены в молодёжь, чтобы они не могли работать в коллективе (в компаниях, партиях, профсоюзах, обществах потребителей, ассоциациях бизнесменов) и, следовательно, разобщать, раскалывать российское общество и прибирать к рукам природные, материальные, людские богатства.
Хорошо, что сегодня мы отказываемся от этих вредных и назойливых рекомендаций. И раньше не надо было поддаваться на эти призывы и следовать таким советам. Но перестройка сознания и отношения к делу- процесс длительный и его нельзя пускать на самотёк.
Тем более, что в России ещё — строить и строить, создавать, осваивать территорию. Для этого нужны высокообразованные и ответственные люди. Но немало сегодня и препятствий — бюрократия, взятки, низкая исполнительская дисциплина, с этим ведётся борьба, однако не столь быстро и эффективно, как это требуется в настоящее время. Исторический опыт, тем не менее показывает, что Россия переживала и более трудные времена, но вставала и возрождалась. И сегодня она на стадии подъёма и развития.
Подрастающему поколению предстоит решать масштабные задачи по развитию нашей страны, повышению её привлекательности и конкурентоспособности. Высокое качество образования здесь играет определяющую роль.
М.Н. Сидоров