О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием

Пленарное заседание от 8.06.2022

А.К. Луговой, первый зампред Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции:

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Он направлен на повышение эффективно регулирования института иностранных агентов с учетом текущих вызовов безопасности и суверенитету Российской Федерации.

Обращаю внимание. Прежде институт иностранных агентов регулировался рядом не связанных друг с другом законов и единой концепции по сути дела регуляторики института иностранных агентов, или лиц, находящихся, иными словами, под влиянием, под иностранным влиянием, по сути дела говоря, не было. И наконец-то все те вопросы, которые требовали немедленного принятия решений в отношении иностранных агентов, в отношении регуляторики, проявляются вот в законе, который вам предоставляется.

Так законопроект определяет, что иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юридическое лицо, независимо от  его организационно-правовой формы, иное объединение лиц, или физическое лицо, независимо от его гражданства, или отсутствия такового. Если также лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием и осуществляют политическую деятельность, либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности Российской Федерации.

Либо распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы.

Либо финансируют указанные виды деятельности.

Для информирования граждан Российской Федерации о том, какие организации и лица являются иностранными агентами, предусматривается ведение реестра. Содержащие также сведения, кто аффилирован с иностранными агентами.

Мы в законопроекте достаточно подробно определяем, что такое иностранный агент, что такое поддержка, что такое иностранное влияние, что такое иностранные источники и каким именно видом деятельности занимается иностранный агент.

Кроме того, в законопроекте определен единый реестр, в котором ведутся все иностранные агенты. Раньше таких реестров было четыре – теперь будет один общий реестр.

А также в законопроекте мы определяем, собственно говоря, каким ограничениям будут подвергаться иностранные агенты.

Комитет по безопасности предлагает поддержать указанный законопроект. Правительство также, с рядом замечаний, которые могут быть учтены ко второму чтению.

Еще раз говорю, этот законопроект предложен комиссией, депутатами, входящими в комиссию по расследованию фактов вмешательства во внутренние дела Российской Федерации. У нас уже стало традицией, что все фракции подписывают законопроекты, выдвигаемые комиссией по расследованию.

Ну, за исключением одной единственной. Все, как обычно.

Предлагаю поддержать законопроект.

Правительство у нас исполнительная власть.

Если кому-то не нравится отзыв правительства, то я могу или поздравить, кому не нравится, или поздравить правительство, если такие отзывы готовит.

И я не вижу ничего разгромного. Я вижу определенные недостатки или нюансы в законопроекте, которые требуют уточнения, изменения. Потому что действительно мы впервые в Российской Федерации наконец-то решили обобщить институт иностранных агентов.

Я в марте месяце выступал от фракции с политическим заявлением, где по-моему наглядно, весьма понятно продемонстрировал, что на сегодняшний день страны НАТО, особенно англосаксонские государства своей разведывательной деятельностью – подчеркиваю, разведывательной – в отношении РФ основной упор делают не на общепринятых агентов, которые добывают какие-то военные тайны, уж простите за обывательский язык, или военные секреты о военно-техническом разведывательном потенциале РФ, а пытаются развалить нашу страну изнутри путем финансирования и, по сути дела, организации некой такой пятой колоны.

Я в своих выступлениях и в соцсетях, которыми пользуюсь весьма подробно показываю, какое огромное количество наших журналистов, политологов, управленцев, депутатов всех уровней прошли специальную подготовку на территории Великобритании, по их программам в ????, или школа гражданского общество в Оксфорде, чему их там обучают, какие материалы им передают и какие задачи перед ними ставят, и какие бумаги они подписывают. Не все, конечно. Но мы должны в этом предметно и внимательно разобраться.

Более того, параллельно с нами такой же законопроект ныне готовится к внесению в Великобритании. И если мы здесь проявляем  такой либерализм – уголовные дела планируем возбуждать только тогда, когда кто-то что-то нарушил, а прежде, перед этим мы выносим административное взыскание, то в Великобритании и Америке – если ты занимаешься не просто политической деятельностью, а, как они выражаются, околополитической деятельностью – они сажают сразу в тюрьму.

Поэтому, считаю, конечно, у нас время поработать над этим законом – он с чистого листа писался, по сути дела, с нуля – я считаю, мы совместно эти все недостатки, ошибки устраним. 

Вообще, вопросы регулирования отношений государственных служащих и несовершеннолетних детей, которые бизнесом занимаются, и за границей находятся, мы, в принципе, прежде всегда в комитете по безопасности обсуждали в рамках борьбы с коррупцией. Но вот приняли те формулировки, которые уже есть.

Я считаю, вопрос вами поднят абсолютно оправдано. Но, во-первых, эти лица вряд ли попадают под категорию иностранных агентов, если они не будут соответствовать другим критериям.

Помимо того, что они могут получать поддержку, или на них может оказываться влияние, они должны еще заниматься определенными видами деятельности – политической деятельностью, сбором информации в отношении вооруженных сил, распространять информацию и готовить такого рода информацию. Если будет установлено, что госчиновник, вы говорили, этим занимается, то конечно в случае нахождения его близких родственников за границей, или при наличии каких-то других интересов за границей, безусловно это является одной из форм влияния на этого чиновника.

Поэтому мы, давая определение иностранному агенту, если прежде мы говорили – два критерия должно быть. Условно – политическая деятельность и денежные средства, в том числе имущество. То мы теперь не ограничиваемся только деньгами, имуществом и поддержкой, но мы еще говорим, что это влияние может казаться через давление на него, в том числе через его родственников. В том числе при наличии ценных бумаг за границей – не важно, это чиновник или нет. недвижимости, денег. Это тоже определенная форма влияния.

Более того, мы сейчас занимаемся отдельными вопросами – наверное, будем обсуждать в комитете по безопасности – когда в ряде недружественных стран, когда подают граждане РФ документы на получение визы, сталкиваемся с ситуацией, когда в отношении чиновников, или членов их семей, причем, даже дальних родственников, для получения  визы предоставляются совершенно иные анкеты, с такими вопросами, которые требуют отдельного изучения спецорганов. Я думаю, это тоже одна из форм подготовки приема такого гражданина на территории.

Даже дружественного государства. Мы знаем, что спецслужбы НАТО ведут весьма активную деятельность через страны, формально к ним не относящиеся – формально носящие нейтральный характер.

Это и на территории ряда арабских государств, и в том числе в Турции.

Чтобы рядовой гражданин России чувствовал себя уверенно, не будучи включенным в этот список, он должен, во-первых, быть человек патриотичным. Человек с определенной долей патриотизма и непредательства, я думаю, вряд ли будет туда внесен, потому что он не будет, занимаясь политической деятельностью, коей он имеет право заниматься, находиться под иностранным влиянием.

И Минюст, когда будет принимать решение, и чиновники, принимающие решение, прекрасно понимают, что любой юридическое или физическое лицо после внесения в качестве иностранного агента может подать в суд. В этом случае надо будет естественно обосновывать включение того или иного лица в реестр иностранных агентов.

Коллеги, перед тем, как мы будем принимать законопроект – я уверен, мы его примем сегодня – я бы хотел ко многие выступающим обратиться: повнимательнее читать текст. Потому что иногда, слушая выступления, такое ощущение, как будто вот ничего, кроме пояснительной записки прочитано не было.

Но это с точки зрения конструктива.

С точки зрения «без комментариев». Вот мы десять лет уже – у нас институт иностранных агентов. Так вот. За десять лет в четырех существующих реестрах физлиц всего семь включено – на счет тотальности. 73 НКО – из 200 тысяч. 160 СМИ. Это на счет тотальности.

Поэтому, когда речь идет о предательстве, о патриотизме, вообще я считаю, то в слове «тотальный государственный контроль» слышу исключительно позитивные нотки.

Поэтому предлагаю принять, еще раз подчеркиваю, законопроект в первом чтении.

А попытки его концептуально раскритиковать считаю неконструктивными. И особенно в нынешних политических условиях лично считаю просто обыкновенным предательством. Спасибо.

@smilemakc © 2020